Сеть билингвальных детских садов и детских центров

В детский сад как на праздник, или «А дома лучше»?

Когда нынешние мамы и папы сами ходили в детский сад, «домашних» детей было совсем немного. И обычно малыш оставался с мамой (а гораздо чаще с бабушкой) вовсе не из принципиальных соображений: либо в детских садах не хватало свободных мест, либо ребенок рос очень болезненным и нуждался в домашнем уходе.

Сейчас все иначе. Государственные садики, частные, с самыми разными специализациями. А еще развивающие студии и кружки на любой вкус… 

Мой дом — моя крепость

Никто не спорит: дошкольнику комфортно расти в окружении любящих родственников, и маму, конечно же, никто не заменит. Однако наступает момент, когда малышу становится тесно в четырех стенах – и в прямом и в переносном смысле. Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, понимать, что мир гораздо больше, чем детская комната, больше чем любимая площадка и ближайший парк. И люди. Они такие разные. Не всегда похожие на маму и папу, бабушку и дедушку, товарищей по песочнице. В такие моменты родителям становится очевидно: необходимо расширять границы мира своего ребенка. И возникает закономерный вопрос: мы справимся? Или же стоит доверить воспитание любимого чада профессионалам? А может, остановиться на компромиссном варианте: записать ребенка в пару развивающих кружков?… В общем, есть, о чем подумать.

Призраки прошлого

Психологи отмечают, что среди современных родителей самыми активными противниками дошкольных учреждений являются люди, имеющие негативный опыт, связанный с посещением детского сада. И вовсе не обязательно, что в детстве человек пережил серьезную травму, что в садике с ним плохо обращались или не дружили. Достаточно одного отрицательного, ярко окрашенного воспоминания, чтобы в сознании закрепилась установка: своего малыша я в детский сад не отдам! Вот такой родительский «подвиг». Пусть лучше сидит дома с няней или бабушкой — зато никаких «горшков по свистку» и прочих кошмаров.

Что здесь можно посоветовать? Во-первых, раскрыть глаза. Даже 30-40 лет назад черствые воспитатели и жесткая дисциплина в детских садах были исключениями из правил. Большинство взрослых, чье дошкольное детство пришлось на поздний застой, Перестройку, 90-е, едва ли могли столкнуться с «тоталитаризмом» в детском саду. Возможно, в те времена в садиках было скучновато, занятия могли проводить без особого энтузиазма – но разве это трагедия? Так что если в подсознании стоит блок «садик = зло», необходимо найти истинную причину токсичного убеждения. Ведь это не просто «пунктик», это стереотип, который мешает нормально жить и вам, и вашим детям.

Что же касается однообразия, отсутствия творческой составляющей, индивидуального подхода к каждому ребенку, этим, надо признать, «грешили» многие садики нашего детства. Но посмотрите вокруг: мир изменился, и садики в том числе. Если посетить хотя бы пару частных садиков, мысли о скуке и шаблонном подходе и в голову прийти не смогут.

Я сама!

Есть мамочки, которые искренне верят, что лишь они знают, как воспитывать своих детей, что их малышам нужно здесь и сейчас, что пригодится в будущем. И такая позиция не беспочвенна: мама интуитивно чувствует потребности своего ребенка, чуть ли не на уровне телепатии понимает, как найти к нему подход, как убедить позаниматься или вовремя лечь спать. 

Хорошо. А как насчет развития? Конечно, сейчас существует много замечательных пособий, детских энциклопедий, интерактивных игр, которые развивают моторику, мышление, творческие способности детей разных возрастов. И вполне реально организовать домашнее обучение. Дошкольное, во всяком случае. Многие родители, и мамы, в первую очередь, в этом убеждены. Но, давайте будем честными: как бы мы ни любили своих детей, как бы ни чувствовали их, правильно организовать процесс дошкольного образования под силу далеко не всем мамам. Педагогами от Бога рождаются единицы, большинство ими становятся. Самая талантливая мама едва ли может быть и мудрым воспитателем, и талантливым творческим руководителей, и учителем, а при необходимости — и коррекционным педагогом или массажистом в одном лице. Чтобы вырастить разносторонне развитую личность, вовремя заметить проявления талантов и способностей ребенка, грамотно их развить, а в некоторых случаях – скорректировать особенности малыша, нужна команда профессионалов. А мама при этом все равно останется мамой: самой лучшей, самой любящей и чуткой.

Студия или садик?

От современных родителей нередко можно услышать: «Целый день в детском саду – это слишком!». И в качестве альтернативы выбирается развивающая студия, творческий кружок, спортивная секция… И очень часто — и то, и другое, и третье, и десятое. А как же иначе: вдруг та или иная грань таланта останется незамеченной и нереализованной? Однако в такой ситуации ребенок оказывается загружен гораздо больше, чем в садике. Прибавьте сюда еще и стресс от смены детского коллектива (ведь в каждом кружке разные ребята), усталость от дороги (пусть даже все «развивашки» расположены недалеко от дома).  

Что же касается детского сада, кто сказал, что его необходимо посещать строго с 9.00 до 18.00? Если семейная ситуация позволяет, сначала можно водить ребенка только на самые интересные и полезные занятия, постепенно увеличивая время нахождения в садике — чтобы ребенок мог влиться в коллектив, почувствовать себя его частью. Ведь социализация — одна из основных воспитательных задач дошкольного периода.

Без друзей меня чуть-чуть

Если малыш полутора-двух лет обычно играет рядом с другими детьми, то в три года (а у некоторых детей и раньше) возникает явная потребность в общении со сверстниками. В такой момент ребенку важно почувствовать себя самостоятельным: недаром он постоянно твердит: «Я сам!». Ему необходимо ощутить себя отдельной личностью, испытать свои возможности в коллективе, почувствовать, каково это: играть, учиться без мамы. Общение в кружках и студиях не дает такой возможности, ведь малыш прекрасно понимает: мама хоть и «невидима», все равно рядом (в коридоре или в соседнем кабинете). Именно посещение садика позволяет малышу получить необходимый опыт, и, если упустить этот важный момент дошкольной социализации, ребенок рискует превратиться в умного, развитого ученика (не зря же с ним столько занимались и дома, и в кружках!), который одиноко скучает на переменах, пока его одноклассники увлеченно общаются друг с другом.

В садике ребенок попадет в «детский мир», который будет расти и видоизменяться в школьные годы, а потом станет тем самым, реальным, о котором постоянно твердят взрослые. По мнению психолога детского сада «Космо Кидс», именно в раннем возрасте, в дошкольном детстве человек на личном опыте усваивает основные модели поведения, знакомится с разными типами личности и пытается понять, с какими людьми ему комфортно, а с кем лучше ограничиться «дежурным» общением. Ребенок учится преодолевать конфликтные ситуации — и хорошо, если это происходит именно в детском саду при ненавязчивом участии опытных педагогов. Во дворе, под всевидящим оком мамы, получить такой опыт затруднительно. А совсем без присмотра, как бывало раньше, когда дошколята гуляли сами по себе — небезопасно.

Когда ребенок находится в привычном детском коллективе, к 5-6 годам у него формируется адекватная самооценка. Дошкольник начинает понимать, лидер он, или командный игрок, или, возможно, уникальная творческая личность. И при поддержке профессиональных педагогов и психологов ребенок принимает себя, свою индивидуальность, что в недалеком будущем помогает ему найти собственное место в большом мире. 

Ребята, которые в чем-то уступают сверстникам, в хорошем садике не станут аутсайдерами: опытные педагоги помогут скорректировать слабости, сделать акцент на сильных сторонах, которые, безусловно, есть у всех. А вот когда такой ребенок сразу попадает из дома в школу, у него большие шансы стать изгоем, увы.

Вместе интереснее!

И еще один важный момент. Да, есть дети, которым необходим индивидуальный подход, возможно даже, персональная программа обучения. Но играть им все равно интереснее вместе. Что же касается большинства дошколят, давно замечено, что именно в группе они лучше усваивают знания, повторяя друг за другом, сравнивая свои работы с соседскими, стараясь подтянуться до уровня местных умников и умниц. Это касается не только общих знаний, но также творчества, спорта, музыки, иностранных языков — всего на свете. И мудрый педагог никогда не станет одергивать малыша, который пытается повторить фразу или движение за более способным товарищем: напротив, поможет и поддержит. Это факт: вместе наши дети становятся успешнее.