Сеть билингвальных детских садов и детских центров

Волшебная песочница

О песочной терапии слышал практически каждый. Сейчас этот метод невероятно популярен во всем мире. Кому он подходит? Какие задачи решает? Как выбрать грамотного специалиста? На эти вопросы специально для «Космо Кидс» отвечает магистр, учитель-логопед, автор книг «Песочная терапия в развитии дошкольников», «Педагогическая песочница» и др. Ольга Борисовна Сапожникова.

Творцы миров

Песок в работе с детьми используют очень давно, однако научная база была подведена лишь в конце XIX — начале ХХ века. Сейчас существуют два основных направления – психотерапевтическое и педагогическое. Идейным вдохновителем первого является К.Г. Юнг, который предположил, что создаваемые на песке картины и миры, населенные разными существами, отражают внутренне состояние человека. Концепция была изрядно доработана его последовательницами (М. Ловенфельд, Ш. Бюлер, Д. Калфф), и в середине ХХ века сформировалась окончательно как новое направление в психотерапии — «sandplay». Суть метода в следующем: сокровенные мысли, тайны, чувства при помощи песка воплощаются в осязаемые образы, позволяющие разобраться в ситуации и достичь гармонии.

Для взрослых песочная терапия — удобный и эффективный способ решения внутренних конфликтов, поиска ресурсов, обретения себя. Для детей — действенный метод социального, эмоционального, интеллектуального развития.

Песочные композиции создаются спонтанно, без предварительной подготовки. Зачастую уже в ходе построения страны ребенок может найти возможности выхода из сложных жизненных ситуаций. Таким образом перекидывается мостик от бессознательного к сознательному, от духовного — к материальному.

Для детей особенно ценно понимание, что все изменения в Песочной стране были сделаны ими, самостоятельно: это повышает детскую самооценку, развивает чувство ответственности, учит принимать решения, формирует активную позицию.

Педагогическая песочница

В педагогике работа с песком — относительно новый образовательный ресурс, который позволяет активизировать познавательные интересы ребенка. В данном случае вместо схоластического подхода педагог (или родитель) предлагает ребенку активную самостоятельную деятельность, то есть, обучение в игре. Вместо поглощения суммы знаний, транслируемой взрослым, дети сами воссоздают ситуации, проникают в суть явлений. Согласитесь, гораздо веселее закреплять названия одежды, обуви, мебели, создавая в песочнице отдел магазина или склад готовой продукции, чем раскладывая карточки на столе. Разместив в песочнице Солнечную систему, ребенок сможет ответить на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» (например). Подчеркнем, что дети здесь выступают не «потребителями» знаний, а их созидателями — такой способ познания намного эффективнее.

Кроме того, манипулирование мелкими предметами и песком развивает мелкую моторику, которая, как известно, стимулирует речевое развитие.

Подходит песочница и для обучения математическим представлениям. Какое удовольствие доставляет ребенку поиск сокрытых в толще песка предметов, которые он затем пересчитывает! Движения сказочного персонажа по волшебной Песочной стране способно развить не только речь, но пространственные представления: к примеру, чтобы не заблудиться и выйти прямо к домику Ежика, требуется четко различать право и лево.

Многие родители с детства помнят квадратную песочницу: такие стояли в каждом дворе или детском саду. Дети всегда любили играть с песком: малыши лепили куличики, ребята постарше строили замки и крепости. Что тоже полезно: развивается моторика, воображение, творческое мышление. Но при помощи взрослого игра с песком становится источником знаний, открытий, продуктивных поисков. Достаточно закопать «сокровища» или, к примеру, воссоздать важный момент из истории страны. А еще в песочнице можно изучать и классифицировать цвета, геометрические фигуры, названия групп предметов и т.д.

Нельзя не упомянуть и о модном тренде — рисовании на песке. Вместе с развитием мелкой моторики, подготовкой кисти к письму такой вид творчества способствует развитию фантазии и образного мышления.

Поиграем?

Поговорим о том, как сделать правильную песочницу.

Во-первых, понадобится деревянный лоток с бортиками и крышкой. Рекомендуемые размеры «юнгианской» песочницы — 50х70 см при глубине 8 см: такой объем обеспечивает полный обзор поверхности песка. Внутри ящик стоит окрасить в лазоревый цвет или же в «цвет молодой зелени».

Во-вторых, нам потребуется песок. Природный песок может различаться по цвету (от белого до черного вулканического), что не имеет принципиального значения. А вот наличие или добавок существенно меняет тактильные ощущения. Так, мел и ракушечник делают песок более сухим. А наличие глины утяжеляет его: такой состав не очень подходит для работы с детьми, обычно его применяют при терапии взрослых, переживающих травматические состояния.

Природный песок имеет разную степень измельчения. Сейчас можно найти нулевую фракцию, которая очень приятна наощупь, но разлетается от малейшего дуновения ветерка. Первая и вторая фракции наиболее удобны при работе с детьми: несмотря на мягкость, песчинки здесь более крупные и способны удерживать друг друга. Третья фракция тоже часто используется, только не с малышами: такой песок способен поранить нежную детскую кожу.

Песок различается по степени увлажнения. Он бывает сухим, мокрым или влажным. В работе с детьми используют все виды, однако следует помнить, что влажный песок заметно отличается по своим физическим свойствам от сухого. В частности, пропадает условность и лабильность.

Есть искусственный песок. В отличие от природного, он может обладать ярким цветом. Встречается в продаже песок, пригодный для лепки. Некоторые производители даже дополняют набор специальными формочками. Конечно, выбор материала остается за вами. Однако стоит иметь в виду: формочки ограничивают развитие воображения, а яркие оттенки утомляют ребенка.

Теперь несколько слов о наборе игрушек, предметов и фигурок. Собирайте коллекцию, в которой будут представлены и люди, и сказочные герои, и животные, и транспорт, и растения. Не забудьте о монстриках и чудовищах, которые символизируют детские страхи. Обязательно включите в коллекцию «сокровища» из поломанной бижутерии. Пригодится все!

Доверяй, но проверяй

Увы, простота и удобство «sandplay» стимулирует активность горе-специалистов от психологии и педагогики. И если педагог в данном случае довольно безобиден, то психолог или психотерапевт своими неумелыми действиями способны нанести ребенку серьезную травму. Поэтому прежде чем согласиться на участие в «sandplay», поинтересуйтесь квалификацией педагога. У «песочного терапевта» должно быть базовое классическое психологическое образование с дополнительным обучением по данной специализации. Обратите внимание на инструментарий, на то, какой песочницей и каким песком пользуется специалист. Важный маркер — эмоциональное состояние ребенка после сеанса. Песочная терапия хороша тем, что даже в самых трудных случаях некоторые подвижки заметны уже после первого занятия: выравнивается эмоциональный фон, снижается уровень тревожности и агрессии.

В умелых руках песочница и песок способны раскрыть способности ребенка, помочь ему в познании себя и мира. Ребенок занимается играя, а потому почти не устает.