Возраст почемучек — удивительное время. Бесконечные вопросы — явный признак того, что ребенок развивается. Интересы дошколят 3-5 лет уже почти взрослые: они хотят знать, как устроен мир. И порой их вопросы заводят взрослых в тупик.
Современным родителям, конечно, проще: сейчас есть много хороших детских энциклопедий, развивающих мультиков, наглядных презентаций. Но что если нужной книжки не окажется под рукой? К тому же, послушать рассказ мамы или папы всегда интереснее. В наших рассылках мы будем регулярно отвечать на главные вопросы почемучек. Сегодня немного поговорим на темы, волнующие любознательных ребят из детского садика «Космо Кидс».
У нынешних малышей интерес к космической тематике просыпается очень рано: вопросы о Вселенной, Земле, Луне, Солнце, о звездах и разных планетах запросто можно услышать от трехлетки. Конечно, обо всем сразу рассказать не получится. Главное, поддержать познавательный интерес ребенка — тогда можно будет снова и снова возвращаться к этой увлекательной теме.
Итак, что же такое Космос? Можно сказать, что Космос — это Вселенная, все, что существует в мире: наша планета Земля, Солнце, Луна, звезды, кометы, метеориты, пространство, которое разделяет разные планеты. Словом, все на свете и есть Космос. Он безграничен, у него нет начала и конца. Зато есть свои законы. Свой порядок. Именно так само слово «Космос» переводится с древнегреческого.
У ребенка наверняка сразу возникнет новый вопрос: что же за прядок существует в Космосе? Объяснение азов лучше начать с Солнечной системы.
Скажите, что наша планета Земля «живет» в Космосе. Она постоянно движется, и не просто так, а всегда по одному и тому же пути, который называется орбитой. Эта дорога проходит вокруг Солнца, и, чтобы пройти ее до конца, Земле требуется целый год. А потом все начинается сначала: таков закон. Также можно объяснить малышу, что Земля не просто движется по орбите, она при этом еще и вращается вокруг своей оси, и полный оборот совершает за сутки. Вот почему днем светло, а ночью темно (еще один популярный детский вопрос). Для наглядности стоит провести простой эксперимент: включить настольную лампу, а перед ней поместить небольшой мячик и медленно поворачивать его: малыш увидит, что в определенный момент одна часть мячика оказывается освещенной, а другая находится в тени. И постепенно они меняются местами. Так и на Земле: вот наша планета поворачивается к Солнцу одним «бочком» — и в этой части земного шара наступает день, а в противоположной – ночь. А потом другим – и рассветает там, где раньше было темно.
Важно сказать, что Солнце – это звезда. Огромный раскаленный шар. Все звезды светят. Но многие находятся так далеко от Земли, что их свет до нас почти не доходит: только по ночам мы видим в небе яркие точки. А вот Солнце кажется самой большой звездой потому, что находится ближе всех остальных к Земле. На самом деле, есть звезды меньше и крупнее Солнца.
Именно вокруг звезд и вращаются планеты. И, кстати, вокруг Солнца движется не только Земля. Если ребенку интересно, можно поговорить о других планетах, рассказать, что все они очень разные. Например, Венера — это раскаленная пустыня. А на Нептуне слишком холодно, там все быстро замерзает. Но для начала можно просто перечислить названия, а чтобы ребенок их легче запомнил, выучите с ним стишок Аркадия Хайта:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
И здесь обязательно скажите, что много лет Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Но потом его признали «карликовой планетой», слишком маленькой. То есть, настоящих планет в Солнечной системе всего восемь.
Вопрос закономерный! Луна — это спутник Земли. Планеты, любые, не только те, что входят в Солнечную систему, вращаются вокруг звезд. А спутники — вокруг планет. Спутники есть не только у Земли. И все они расположены недалеко от своих планет. Например, от Земли до Луны можно долететь на ракете всего за три дня. А путь до Венеры, ближайшей к Земле планете, займет больше 100 дней!
Объясните, что сама по себе Луна не светит. Нам кажется, что она светит ночью, потому что на нее падает солнечный свет. Если в темноте посветить на любой предмет, мы его сможем увидеть, а издалека будет казаться, что он светится. Так и с Луной.
Можно взять мячик и фонарик, попросить ребенка отойти подальше, выключить свет, и посветить на мячик фонариком, сказав, что фонарик, это Солнце, а мячик — Луна. Мы знаем, что светит фонарик, но в темноте создается впечатление, будто светится сам мяч.
Напомните, что Луна движется вокруг Земли. И по ночам мы видим только ту часть, на которую в данный момент падает солнечный свет: все остальное скрывается в тени Земли. Чтобы показать процесс наглядно, приготовьте фонарик и два мяча. Фонарик будет Солнцем, один из мячиков — Землей, другой — Луной.
Поместите мячи рядом, погасите свет и посветите фонариком так, что бы тень «Земли» полностью закрывала собой «Луну». Затем перемещайте «Луну» против часовой стрелки (фонарик должен находиться в одном положении, как и Солнце): покажется «молодой серп», «полумесяц», «полная Луна». Вот почему Луна бывает, а точнее, видится нам, разной.
Надеемся, вам удастся заинтересовать ребенка темой Космоса — и тогда появятся новые вопросы: почему Земля круглая и как люди с нее не падают; какие бывают звезды и созвездия: можно ли жить на других планетах… И об этом мы тоже поговорим.